С 1 сентября 2025 года Минпросвещения вводит оценки за поведение в 10 школах шести регионов России в рамках пилотного проекта.
Успешно и с пользой возвращаемся в Золотой век русской литературы, когда в учебных заведениях старшеклассников наказывали за: лень, отсутствие классных принадлежностей, небрежность в тетрадях, невнимание на уроках, подсказывание, беспокойное сидение, шалость на переменах и на улицах, брань и драку, несоблюдение формы, ложь, курение табака, неуважение к преподавателям, непосещение уроков и богослужения без уважительной причины…
С 2026 года поведение учеников будут оценивать уже по всей стране. «Главная задача оценок, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, – укрепление сознательной дисциплины детей, а главный критерий — выполнение своих основных обязанностей. Это старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно-полезном труде», – сообщили в министерстве.
НОВЫЕ ENFANT TERRIBLE
Генерал юстиции Российской федерации, Председатель Следственного комитета Александр Иванович Бастрыкин недавно сообщил о том, что в первом квартале 2025 года поступило 5904 сообщения о совершенных несовершеннолетними преступлениях, что на 27,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Он уточнил, что 2233 дела уже направлены в суд, основная часть из них связана с кражами и незаконным оборотом запрещенных веществ. Генерал Бастрыкин добавил, что в 2024 году были выявлены более 21 тысячи несовершеннолетних, совершивших преступления. По его словам, из них 15,5 тысячи – учащиеся и студенты, четыре тысячи – ранее совершали преступления, 1,4 тысячи – ранее судимы.
У нормального подростка личность еще полностью не сформирована. К тому же современные тинейджеры и молодежь сильно инфантилизованы – позднее взрослеют. Одни ученые считают, что это связано с продолжительностью обучения в школе и вузах. Впервые подростковый возраст как таковой был выделен в конце XIX века, когда представители обеспеченных и образованных слоев поняли: их дети долго остаются инфантильными. У детей из крестьянских и рабочих семей этой отсрочки не было. То что они были поголовно неграмотными и нищими – советские мифы. Откуда тогда трагическое раскулачивание? Квалифицированный рабочий получал неплохие деньги, предприниматели строили для своих работников больницы, а для их детей школы, царское правительство в разные периоды по-разному, но неуклонно давило на промышленников и землевладельцев, чтобы те повышали благосостояние людей. Просто у детей из таких семей в силу давнего уклада не было времени на побездельничать. Сравните нервного Николеньку Иртеньева из Толстовской трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и героя схожей трилогии Горького «Детство. В людях. Мои университеты»; при том что это художественные произведения, они в большой степени реалистичны.
Другие специалисты полагают, что старт процесса лежит во временах начала промышленной революции, когда для вхождения во «взрослую жизнь» требовался все более увеличивающийся период. Исходя из этой логики, с началом цифровой революции, чтобы стать конкурентоспособным, взрослым, нужно еще больше времени. Мысль спорная: взрослому нужно крутиться как хомяку в колесе, чтобы овладеть знаниями и техникой, которые через 3 года устареют навсегда. А к ленивым соплякам новые технологии прилипают сами собой. Просто они предпочитают оставаться в комфортной среде игр и электронного общения. Современные родители внушают: тебя все полюбят, у тебя все получится… При первой же ссоре подросток впадает в отчаяние и проявляет агрессию. Между тем очевидно: никто не пятитысячная купюра, чтобы всем нравиться. Посмотрите на портрет молодого Жана Кокто кисти Жана-Эмиля Бланша, и все поймете.
И ВЫЙДЕТ ЧОРТ ЗНАЕТ ЧТО
Стоглавый собор при Иване IV грозном определил срок вступления в брак для девушек в 12 лет, для юношей – в 14; заодно Собор запретил чародеев и скоморохов, неплохо бы вспомнить об этом решении и нам. Петр I Великий своим указом повелел не «женить дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся»; самого Петра обвенчали в 16, и чем дело кончилось, известно. Это не просто царские прихоти – женатый человек считался совершеннолетним, взрослым, отвечал за семью и платил налоги. Татьяне Лариной, когда она впервые встретила Онегина, было 13, а прапорщику Петруше Гриневу, когда он защищал обреченную Белогорскую крепость от орд самозванца Пугачева, едва исполнилось 16.
Если современный ребенок пошел в школу в 7 лет, то окончит ее в 18. Прибавляем 5 лет обучения в вузе, еще 3 на сдачу кандидатского минимума и аспирантуру – если все сложится хорошо. И пару лет на приобретения минимального опыта на работе и более или менее приемлемого уровня зарплаты. В идеальном случае молодой человек может повзрослеть плюс-минус к 28 годам.
Лекарство от инфантилизма – начало трудовой практики. Люди более старших поколений помнят, как их, школьников, водили на предприятия, вывозили в колхозы и совхозы. Автор этих строк в составе двух классов нашей школы приезжал в литовское местечко, там существовало какое-то коллективное хозяйство. Мы пололи свеклу, мостили плиткой дорожки в поселке, купались в озере, катались на лодках, пекли картошку на островах, и гоняли в футбол с местными школьниками. Работали за еду и кров, получили рублей, кажется, по пять и спустили их в шашлычной в Паланге. Но так происходит знакомство с производством, пребывание в коллективе – никто не хочет делать всю работу за того, кто отлынивает, забота о младших – хочешь, не хочешь, а посматриваешь, чтобы ученик 7-го класса далеко не заплывал…
В семье функции воспитания исторически ложится на женщин, а теперь и подавно – отец либо все время работает, либо вообще живет отдельно. Но чрезмерная опека тоже вредна. Вот размышления из «Мертвых душ» Гоголя, эпизод когда Чичиков мельком увидел юную незнакомку: «Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института; что в ней, как говорится, нет еще ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто: она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за нее примутся теперь маменьки и тетушки. В один год так ее наполнят всяким бабьем, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмется и надутость, и чопорность; станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть; всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно; запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет, просто чорт знает что!».
Я ЖЕ ПАРЕНЬ
В некоторых сообществах преступность высока, в других минимальна. Еще одна причина опасного поведения – безнаказанность. Многие подростки видят, что так можно, дети приезжих ведут себя как хотят.
Много шума наделало жестокое избиение восьмиклассника в одной из школ в Новой Москве. Об этом ИА Регнум рассказали ученики школы. По словам одной из одноклассниц избитого 14-летнего Сергея (все имена несовершеннолетних здесь и далее изменены), конфликт начался с того, что двое старших подростков обозвали восьмиклассника наркоманом. Сам пострадавший категорически отрицает, что причастен к обороту наркотиков. После того, как 15-летние старшеклассники Ильназ и Джамал повалили свою жертву на пол и стали пинать ногами, у подростка начались судороги, изо рта пошла пена и кровь. Юношу быстро доставили в реанимационное отделение с подозрением на перелом челюсти и сотрясением мозга. Очевидцы происшествия и знакомые пострадавшего разошлись во мнениях о причинах жестокой расправы. Первой и основной версией называли «неформальный» внешний вид Сергея. Пострадавший школьник красит волосы в черный цвет и придерживается подростковой субкультуры, участники которой носят черную одежду с изображением паука на спине. Сам Сергей в разговоре с журналистами сообщил, что вероятной причиной нападения мог стать его внешний вид. Однако другие подростки озвучили еще одну версию, по которой причиной расправы над Сергеем могло стать обвинение в наркомании.
«В тот день конфликт начался из-за того, что Ильназ и Джамал пошутили над ним, что он наркоман, – Серёже это не понравилось, и он толкнул одного из парней. Завязалась драка. В данном конфликте виноваты обе стороны, но Серёжа по факту нарвался сам», – рассказала ученица школы Динара. Сергей отверг наветы: «Это все фейки и наговоры! Я никогда не распространял наркотики! У меня же голова есть на плечах, чтобы таким заниматься. Я не употребляю и никому не советую. Я думаю, эти слухи распускают специально, чтобы еще больше испортить отношение людей ко мне».

Молодой человек рассказал, что избившие его Ильназ и Джамал нападали на него и раньше. По словам Сергея, агрессивные подростки ранее травили его и притесняли, а администрация учебного заведения закрывала на это глаза. Родители пострадавшего мальчика приняли решение со следующего учебного года перевести Сергея на домашнее обучение. Также молодой человек рассказал о своем текущем состоянии здоровья. «Меня госпитализировали с переломом челюсти и сотрясением головного мозга, немного сколоты зубы. Сейчас уже чувствую себя получше, все нормально. Вот буквально только что мне сняли одну шину и перебинтовали».
После случившегося СК России возбудил уголовное дело по статье о хулиганстве. «Задержаны двое подростков 2009 года рождения, с ними проводятся следственные действия. Следствием допрашивается педагогический состав учебного заведения, а также иные свидетели. Кроме того, для установления степени тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего будет назначена судебно-медицинская экспертиза», – сообщили в столичном СК. Ход расследования резонансного происшествия взял на контроль глава СК Александр Бастрыкин.
Восьмиклассник не сообщал о буллинге родителям и учителям. Уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская посетила в больнице изувеченного ученика. Сергей рассказал ей, что перенес операцию и готов раскрыть то, как его травили, чтобы никто больше не пострадал. И прибавил: «Я думал, справлюсь сам. Я же парень».
«Держится он мужественно, и видно – парень сильный. Идет на поправку. Мы много беседовали с ним и его мамой. О доверии. О школе. О том, что родители отдают в школу детей здоровыми и вправе рассчитывать на то, что они вернутся домой тоже здоровыми не только физически, но и эмоционально. Дело „не заминают“», – уверяет Ольга Владимировна. – «Знаете, что важно? Мы с ним договорились: когда он поправится – мы запишем подкаст. О том, что делать, если тебя травят в школе. О том, почему важно говорить, а не молчать. О том, как не сломаться», – сообщила Ольга Ярославская.
Внешний вид Сергея отсылает к популярным японским комиксам «Hunter x Hunter», в манге так называется организация, которая также известна как «Паук». Символ – изображение паука с цифрой «4» на брюшке, такой принт используют и подростки-неформалы. Также они носят средней длины волосы, часто черные, клетчатые штаны, и всевозможную символику с пауками. И за это парня обвинили в торговле наркотиками, устроили травлю в чатах. Никто не научил этих «детей», что нападать вдвоем на одного, пинать упавшего в лицо – лютый позор и проявление дикости. Сергей не сбежал, что в такой ситуации было бы наилучшим решением, отбивался, ему сломали челюсть, выбили зубы, и как они потом отмывали свою обувь от его крови? Следственный комитет разберется, кто там был под воздействием запрещенных веществ.
Взрослым не было дела до проблем Сергея. А теперь нет ни одного должностного лица по профильным ведомствам, кто не озаботился бы его травлей. Есть у нас Институт изучения детства, семьи и воспитания – ФГБНУ ИИДСВ, диссертации пишут. И, представьте, даже подкаст надоумили записать. Но если бы всей школой ездили, например, полоть свеклу, то сил бы осталось только на футбольный матч, появилось бы чувство локтя, и не нужно было бы звать на помощь генерала Бастрыкина, у которого и без того забот хватает.
Минпросвещения собирается законодательно закрепить введение в школах оценок за поведение. Об этом сообщил министр Сергей Кравцов: «Оценку за поведение мы поддерживаем и законопроект такой будет», – сказал министр на заседании рабочей группы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по образованию. Разговор о возврате в школу оценок за поведение начал в марте прошлого года глава СПЧ Валерий Фадеев. Инициативу поддержал Президент России Владимир Путин. Позже глава государства поручил обсудить целесообразность возвращения такой оценки.
– Выставлять оценки за поведение впервые начали еще в XIX веке. Такая практика существовала как в Российской империи, так и в советский период, претерпевая изменения вплоть до ее отмены в 1989 году, – рассказала заведующая лабораторией прикладных и фундаментальных научных исследований Института воспитания Юлия Евграфова. – Оценка за поведение для ребенка это своего рода обратная связь, некий ориентир, напоминающий о том, что у любого поступка, любого поведения есть последствия. Это дисциплинирует, приучает быть ответственным, что особенно важно для детей, которые в силу возраста не всегда могут спрогнозировать, как аукнется тот или иной их выкрутас.
Двойка за небрежность в тетради и курение табака – одно дело, а за жестокую драку – совсем другое.
Использованы материалы ИА «Регнум», ЧП НТВ